IP телефония очень популярна в корпоративных сетях. Ее использование позволяет существенно экономить на оборудовании и услугах телекоммуникационных компаний. Технология VoIP позволяет сконфигурировать свой сервер телефонии в компании и построить удобную систему без необходимости покупки дорогостоящего оборудования и внесения регулярных платежей.
Для такой технологии как IP телефония протокол SIP является ключевым. Он будет кратко рассмотрен в рамках данного материала.
Принципы работы IP телефонии: IP телефония протокол SIP
Основным понятием в рассматриваемой теме является VoIP серврер.
VoIP серверы или IP PBX — устройства, предоставляющие возможность клиентским машинам пользоваться IP телефонией. Все коммуникации осуществляются на транспортном уровне модели OSI с использованием стэка протоколов TCP/IP.
Как любые другие серверы IP PBX существуют в локальной сети и взаимодействуют с локальными клиентами с которыми объединяются в сети путем подключения к одному коммутатору. Выход в глобальную сеть также через сетевой роутер.
Каким образом осущестляются звонки VoIP во внешние сети
Чтобы появилась возможность звонить за пределы локальной сети необходимо использование VoIP транк-линии к провайдеру услуг позволяющему использовать линии для передачи данных по протоколу SIP.
Подобные услуги, как правило, отличаются вполне приемлемой стоимостью. Также можно сконфигурировать свой VoIP сервер используя какое-либо свободное программное обеспечение и не платить даже арендную плату получая сервер, обеспечивающий работу телефонии по цене старого компьютера на который устанавливается ПО.
VoIP сервер может находиться в облаке или просто в другом физическом здании, находящемся на удалении от офиса организации функционирование телефонной системы которой он обеспечивает.
Также VoIP сервер может непосредственно подключаться к аналоговой телефонной линии. Однако стоимость услуг телефонии при этом значительно не снизится.
Некоторые VoIP серверы оснащаются аналоговыми портами. Это означает возможность подключения аналогового телефона и использования его для общения по сети.
FXS (forein exchange station cards) — PCI карта, позволяющая использовать цифровое устройство (компьютер) для подключения к нему устройств изначально предназначенных для работы в аналоговой телефонной сети.
При использовании традиционной телефонии необходима настройка только «серверной» части — PBX. При использовании VoIP сначала настраивается сервер. Затем подключение к нему в обязательном порядке задается при настройке клиентского устройства.
VoIP клиенты
Клиентами VoIP серверов в корпоративной среде являются Hard-Phone и Soft-Phone устройства. Первые, как следует из названия, представляют собой физические девайсы, вторые — программное обеспечение.
Hard-Phone
Hard-Phone можно конфигурировать используя веб-интерфейс, вводя IP адрес устройства в поисковую строку браузера.
Soft-Phone
Представляет собой ПО (чаще всего свободно распространяющееся), которое необходимо установить на компьютер, затем в интерфейсе задать параметры подключения к серверу
Шлюз (Gateway) — устройство, соединяющее средства коммуникации разных типов и позволяющее им взаимодействовать. Применяются шлюзы, например, при необходимости связываться по телефону из одного конца страны и клиентом на другом конце страны — в удаленном офисе (самом близком к месту нахождения клиента) ставится шлюз — до удаленного офиса из офиса центрального звонок совершается по TCP/IP сети. Затем он маршрутизируется и совершается по телефонной сети уже как звонок местный. Таким образом избегаются затраты на звонки на большие расстояния.
Протокол SIP (session initialisation protocol)
SIP (session initialisation protocol) — основной протокол, использующийся в IP телефонии для передачи голоса, протокол поддерживается большим количеством вендоров.
В сетях IP телефонии используются многие другие протоколы — например, протокол Skype; однако их развитие ограничено поскольку в большинстве своем эти протоколы проприетарные и поддерживаются оборудованием выпускаемым одной компанией.
SIP протокол работает на уровне приложений поверх TCP/IP, он может работать как по TCP так и по UDP. Обычно для передачи голоса используется UDP поскольку своевременность доставки единиц информации важнее надежности доставки. При желании конфигурируя сервер можно задать необходимость использования протокола TCP.
Допустимые задержки при работе с IP телефонией
Для традиционной телефонии 45 мс — максимальная допустимая задержка при телефонном разговоре, 75-100 мс является нормой для IP телефонии. При задержках в сети более 75-100 мс пользователи телефонии начнут ощущать значительные искажения и ухудшение качества связи. При настройке сетевого оборудования следует задавать параметры QoS таким образом, чтобы трафик IP телефонии получал высокий приоритет.
Цикл статей по настройке офисной телефонии
Установка Asterisk из исходников. Настройка корпоративной телефонии — часть №1
Asterisk настройка сети. Корпоративная телефония часть №2
Asterisk добавление пользователей. Корпоративная телефония часть №3
Asterisk добавление пользователей. Корпоративная телефония часть №4
Asterisk настройка исходящих звонков. Корпоративная телефония часть №5